Волхонка от Волконского
Волхонка - редкая московская улица, не менявшая при Советах названия. На ней нет новостроек, в привычном понимании слова. Лишь стилизованный под старину новодел, так же похожий на разрушенные оригиналы, как московский снег - на пески Сахары.
Кабак "Волхонка"
Странно, что улицу начинают дома № 7 (предыдущие утоплены вглубь и почти не видны) и № 6. Нечетную сторону подрезали в 1972-м, накануне визита в СССР Ричарда Никсона: отреставрировать эти дома не было ни денег, ни времени - легче снести, чтобы враг не заметил. С четной стороной расправились еще в 1932-м, сровняв с землей стоявшую на пересечении с Моховой церковь Николая Стрелецкого и сломав дома № 2 и 4.
Зато стоит дом Волконского - № 8: здесь был кабак "Волхонка", давший в середине позапрошлого столетия имя всей улице. В XX веке в доме работало Общество искусства и литературы. Им руководили Константин Станиславский и Гликерия Федотова.
Цветаев, Клейн и доктор Гааз
ГМИИ им. Пушкина (д. 12), он же Музей изящных искусств им. Александра III, созданный на основе Музея изящных искусств и древностей Московского университета, стоит на месте Колымажного конюшенного двора. До 1880-х в конюшнях была тюрьма, где трудился доктор Ф.П. Гааз.
17 августа 1898 года на месте двора заложили музей - по инициативе И.В. Цветаева, профессора истории искусства и отца Марины Цветаевой. Музей остался единственным памятником этой великой семье. А проект Р.И. Клейна стал лучшим из 19 представленных на конкурс. Построенное при участии И.И. Рерберга и В.Г. Шухова, здание соответствовало уже собранной коллекции. Открытый 31 мая 1912 года музей остается лучшим специально построенным музеем России. Профинансированным не властями страны, а гражданами - Мамонтовым, Шехтелем, Юсуповыми...
Всего в комитет для устройства музея входило 40 человек. Два миллиона рублей из трех дал владелец стекольных заводов в Гусь-Хрустальном Ю.С. Нечаев-Мальцов, умерший, как и Цветаев, через год после открытия музея. Со сменой власти в стране музей часто менял название - имя Пушкина он носит с 1932-го. И коллекции менялись. В 1948-м собрание европейского искусства - дар Щукина и Морозова разделили пополам между ГМИИ и Эрмитажем. А в 1949-1953 гг. экспозицию свернули вовсе - ради "Выставки подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран". Но с тех пор музей используется лишь по прямому назначению.
Музей Голицына-Зильберштейна
Музей личных коллекций, открытый в 1994-м во флигеле усадьбы Голицына (Волхонка, д. 14) на базе коллекции современного искусства, подаренной стране коллекционером Ильей Зильберштейном, в 2006 году переехал в дом 10, на углу Колымажного переулка. Его новый стеклянный вход вызывает воспоминания о пирамиде в Лувре, а внутри выставлены работы художников, иные из которых еще живы, но успели стать классиками. А в дом 14 переехало искусство XIX - начала XX вв. Этот дом (в нем еще жил В.И. Суриков) когда-то тоже был галереей: дипломат Михаил Голицын демонстрировал там свою коллекцию. Проданная в 1886-м с аукциона, она оказалась в основном в Эрмитаже. А в доме размещалось Училище живописи, ваяния и зодчества и в 1908-м проходила VI выставка "Союза русских художников". К ГМИИ присоединили и дома 4 и 6 по Колымажному переулку: Отдел графики и Мусейон - Центр эстетического воспитания детей и юношества. И белый особняк за музеем - остатки усадьбы Лопухиных, где располагался Институт Маркса и Энгельса, а позже - Дворянское собрание, после долгой борьбы тоже отошел музею.
От Казакова до Рериха
За другим флигелем Голицынской усадьбы - Институтом философии РАН (в этом доме жил Аксаков) выделяется главный дом (1759 год), в 1774-м перестроенный Матвеем Казаковым по приказу Михаила Голицына. Он предложил свой Пречистенский дворец для резиденции Екатерине II во время ее долгого, почти в год, визита в Москву. Императрица, правда, жила не в нем, а в деревянном дворце, построенном рядом и позже разобранном. С усадьбой соседствовал дом матери Григория Потемкина, и здания соединялись переходом.
В начале XIX века в Пречистенском дворце жила супруга Сергея Голицына Евдокия Измайлова, которую за обычай принимать гостей ночью называли "княгиней полуночной". Хозяйка салона была в нежной дружбе с Пушкиным, который часто здесь бывал. И в том же доме долго жил драматург А.Н. Островский (а учился он в Первой мужской гимназии, в доме 16).
Теперь в надстроенном особняке, находится музей Николая Рериха. Он более или менее укладывается в концепцию Волхонки - улицы искусств, как и дом 9, где жил Василий Тропинин: здесь был написан его знаменитый портрет Пушкина.
Вместо искусства
Дом 13, нагло выкрашенный в пронзительно бирюзовый и доведенный до абсурда новодельной лепниной, оскорбляет своим видом Музей им. Пушкина. Некогда в этом милом особняке - Доме науки и техники - выступали многие великие. 8 сентября 1990 года, накануне гибели, здесь прочел лекцию "Христианство" отец Александр Мень.
А в XXI веке особняк подарили Илье Глазунову - под галерею, составившую пару с квартирующей на Знаменке галереей Шилова. Реконструкция стоила 298 миллионов долларов вместо 50, выделенных Мосгордумой, и недостающие деньги шли тоже из кармана налогоплательщиков. Потом соседний дом 11 тоже отдали Глазунову.
Памяти Малюты Скуратова
Церковь Антипы Пергамского на Колымажном дворе (Колымажный пер., д. 8), XVI века, закрывшись в 1929 году, служила хранилищем ГМИИ. Строительство ее связывают с Малютой Скуратовым, чья усадьба примыкала к церкви. В 1960-м храм реставрировали. Теперь реставрируют снова, используя по назначению.
В этих местах когда-то были еще церкви - Похвалы Богородицы в Башмакове, на месте сноса которой нашли надгробие убитого в 1570 году Скуратова, и Николая Стрелецкого. Места, где стояли церкви, пустуют.
Главный купол столицы
Храм Христа Спасителя являет собой сильно "улучшенную" копию прежнего храма, построенного в 1860-м в память о победе над Наполеоном. Стоявшие здесь Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых сломали и стали реализовывать помпезный проект К.А. Тона. И далеко не у всех этот гигант вызывал восторг. Тарас Шевченко, например, сравнил его с "толстой замоскворецкой купчихой в золотом повойнике, недоуменно остановившейся посреди города" (цитата по книге "Из истории московских улиц" П.В. Сытина).
В 1931-м храм сровняли с землей - уцелело лишь несколько барельефов, спрятанных в Донском монастыре. Попытки строительства здесь Дворца Советов (в конкурсе участвовал Ле Корбюзье) были прерваны. В 1960-х построили самый большой в мире и самый демократичный в столице открытый бассейн "Москва". Но к началу XXI века здесь стоял уже новый ХХС.