Согласно дренеиндийской легенде, повествующей об изгнании из рая, коварный змей соблазнил праматерь Еву не яблоком, а бананом. Не только форма, но и сладость и аромат этого плода сделали его своего рода эротическим символом индоевропейской культуры.
На протяжении своей истории банан не раз становился причиной войн и государственных переворотов, технического прогресса и арт-революций. У микрофона Анастасия Рахманова. Здравствуйте, друзья!
Почисти к завтраку спелый фрукт. Положи его на большую тарелку и положи сверху столько джема с апельсиновыми цукатами, чтобы он был закрыт полностью. Затем раздави банан и смешай его с джемом.
Отошли горничную и прикажи прислуге не тревожить тебя. Ешь медленно, запивая лакомство маленькими глотками чёрного кофе... Автор этого соблазнительного рецепта – знаменитый английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин, одним из первых в Европе оценивший прелесть банана. Впрочем, в своей тетради домашних рецептов он именует этот фрукт «муза сафиентум» – «музой мудрецов».
Это звучное название дал широколистному тропическому растению шведский учёный-натуралист Карл Линней. Само слово банан происходит из креольского языка и означает всего лишь «ням-ням». «Деликатес деликатесов в упаковке упаковок» – это звание по праву принадлежит банану.
Ничего более совершенного всей мировой индустрии фаст-фуда за более чем сто лет своего существования изобрести не удалось. Немцы – чемпионы мира по употреблению бананов - 20 килограммов на человека в год. На втором месте находятся американцы – 18 килограммов. Сегодня рацион жителя западного мира немыслим без бананов. Тем временем, из даров тропической флоры банан попал в Европу последним – после какао, кофе и табака.
Одним из первых европейцев, оценивших вкусовые качества банана, был Александр Македонский. В 327-ом году до рождества Христова великий полководец отведал экзотический фрукт во время своего индийского похода и пришёл в буйный восторг, как гласит легенда.
В Индии возделывались десятки разновидностей банана, древнейшие упоминания об этом растении встречаются в древнебуддистских текстах, датируемых шестым веком до нашей эры. В качестве символа мужского естества, противопоставляющегося материнскому началу, банан фигурирует в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна».
Первые плантации многолетних трав семейства банановых появились примерно во втором веке до нашей эры в Китае. Из Китая и Индии начинается победное шествие растения по другим странам Азии. Арабские работорговцы и охотники за слоновой костью привозят банан в Африку, где растение приживается и получает настолько широкое распространение, что миф об африканском происхождении банана живёт и до сих пор. В начале 15-ого века португальские колонизаторы привезли банан на Канарские острова, а затем и в Новый Свет.
Францисканский монах Томазо де Берланга, будущий архиепископ Панамы, в 1516-ом году заложил рядом со своим монастырём на карибском острове Санто Доминго первую банановую плантацию.
Впрочем, бананами кормили лишь невольников и скотину, конквистадоры не ели плебейский фрукт, стремительно распространившийся по всей Центральной Америке. Китай и Индия, Африка и Канары, острова Карибского бассейна и Латинская Америка – через эти страны проходит климатическая зона, опоясывающая весь земной шар и потому получившая название «банановый пояс». С вечера смешайте полчашки густых сливок и две ложки тёмного рома. Большой банан нарежьте кружками и залейте сливками.
Утром сервируйте к завтраку, посыпав сахаром, корицей и орехами. Этот рецепт, как и «Манифест коммунистической партии», вышел из-под пера Карла Маркса. В последние годы жизни Маркс пристрастился к экзотическому и, кстати, очень дорогому фрукту, который только что появился в Великобритании. Во всём Лондоне его можно было купить лишь в центральном универмаге «Хэрродс».
До 1866-ого года банан остаётся неизвестным жителям Северной Америки и Европы.
Путешественники, побывавшие в банановых странах, взахлёб рассказывали о чудесном фрукте, сладком, как сахар, и сытном как хлеб, но банан считался непригодным для транспортировки, поскольку созревал ещё до того, как его успевали дотащить по тропическому бездорожью до ближайшего морского порта. И снова на помощь нерасторопным колонизаторам пришли выходцы из восточной Европы.
Ещё неизвестно, насколько задержалась бы банановая революция, если бы не два эмигранта – Самуил Жемурай и Минор Кейт. Побывав в Латинской Америке и оценив коммерческие качества неприхотливой сельхозкультуры, приносящей урожай круглый год, они выбили в банке кредит и принялись строить пути сообщения.
Сперва сетью узкоколейных железных дорог покрылись прежде неприступные джунгли Коста Рики и Эквадора, затем – гигантские территории нынешних Колумбии, Панамы, Гондураса и Гватемалы. Американская премьера «банана для народа» состоялась в 1876-ом году в Филадельфии, на выставке, посвящённой столетнему юбилею со дня провозглашения независимости Соединённых Штатов. Каждый фрукт был завёрнут в провощенную бумагу и стоил 10 центов – как литр молока или кружка пива.
Вскоре вся Северная Америка оказалась «подсаженной» на бананы: всего через четыре года после выставки Соединённые Штаты импортировали 16 миллионов «банановых соцветий», а Самуил Жемурай женился на одной из первых американских королев красоты.
Именно так называемые банановые «соцветия» вплоть до пятидесятых годов 20-ого века оставались единицей измерения в бананоторговле. В стандартном «соцветии» - а, точнее говоря, огромном стволе, усеянном банановыми гроздьями, - должно было быть не менее трёхсот фруктов. В 51-ом году на смену «соцветиям» пришёл восемнадцатикилограммовый плоский ящик, который остаётся стандартной упаковкой и по сей день.
Тем временем, Латинскую Америку охватила настоящая банановая лихорадка. Тропический фрукт, когда-то завезённый конквистадорами, оказался спасением для латиноамериканского континента. В самых отдалённых и забытых Богом уголках разбивались плантации, а значит проводились электричество и телеграфные линии, строились больницы, в которых трудящихся лечили от малярии и туберкулёза, школы для их детей, открывались торговые лавки и бары.
В 1899-ом году бананопроизводители Латинской Америки объединились в Юнайтед Банан Компани. Фирма и по сей день остаётся ведущим мировым экспортёром бананов – они продаются под торговой маркой «Чикита». Гарри Лемке, торговец колониальными товарами из города Гамбурга, остановился в углу своего портового склада и начал принюхиваться. Непривычно сладкий аромат распространялся из-за груды сваленных в углу пустых ящиков из-под чая. Лемке распорядился убрать ящики.
Каково же было изумление всех собравшихся, когда в углу были обнаружен ствол, покрытый ароматными сияюще-жёлтыми фруктами. Пару недель назад кто-то из капитанов привёз фрукты из заморского плавания. Отчаянно зелёные и безвкусные, они не произвели особенного впечатления и были заброшены в дальний угол. Два месяца спустя бананы появились в ассортименте магазина колониальных товаром «Лемке и сыновья».
Магазин находился на самом шикарном гамбургском променаде – набережной Юнгфернштиг, известном на всю Германию как «ярмарка невест». Молодые девицы на выданье прогуливались вдоль Альстера и нисколько не стеснялись поедать при этом бананы – напротив, новый деликатес стал писком сезона.
В модных магазинах продавались сумочки в виде банана, шейные платки и шали «в банан» и даже шляпки, украшенные бананами из папье-маше. В 1903-ем году со стапелей сошёл первый грузовой корабль с охлаждаемым трюмом. Он назывался «Венера» и курсировал между эквадорским портом Гуаякиль и Марселем. Именно Париж стал банановой столицей Европы, и именно в Париже началась карьера банана как объекта современной культуры. Банан стал неотъемлемой частью художественных салонов.
С бананом в руке на вернисажи являлись Сальвадор Дали и молодой Пабло Пикассо. Бананы включали в свои натюрморты Винсент Ван Гог и Анри Руссо. Но эротическим символом банан стал благодаря Жозефин Бейкер. Американская танцовщица и певица произвела фурор своим номером в «Ревю негр» - подобие ритуального африканского танца уроженка города Сен-Луи исполняла, будучи одетой лишь в юбочку из бананов.
В двадцатые годы «банановый танец» Жозефин Бейкер получил распространение во всей Европе под называнием «шимми», также, как и рецепт банановых пирожных а-ля Жозефин: Из теста, как для эклеров, испечь небольшие воздушные булочки. Три спелых банана смешать со стаканом апельсинового сока и двумя ложками ликёра «Гранд Марнье». Продольно надрезать каждую из булочек и наполнить их фруктовой массой.
Подавать утром в постель на банановом листе. 33-ий год, один из самых мрачных в истории Германии, стал и годом начала большой антибанановой кампании. Бананы уже тогда были одним из самых любимых фруктов немцев, но за тропические фрукты приходилось платить дефицитную валюту, которая новым хозяевам была нужна совсем для другого. В прессе началась санкционированная нацистами кампания очернительства.
Одно ужасающее сообщение догоняло другое: трёхлетний ребёнок умер, подавившись бананом, молодой мужчина, переевший бананов, был доставлен в больницу с заворотом кишок. Светила медицинской науки повествовали о вредности бананов, а идеологи призывали отдавать предпочтение национальным фруктам. «Настоящий патриот ест немецкие яблоки», «Мы же не обезьяны: клубника лучше, чем бананы» – такими лозунгами хозяева фруктовых магазинов были обязаны украшать свои прилавки.
Вместе с бананами, под запрет попала и безобидный киношлягер «Почему банан жёлтый», в исполнении Ленни Фишер.
Стоит ли удивляться, что в послевоенные годы банан становится в Германии символом благосостояния. Отсутствие политической самостоятельности, неразвитая инфраструктура и бедность природными ресурсами – таковы основные симптомы болезни под названием «банановая республика».
Это обидное определение до сих пор используется в отношении некоторых государств Латинской Америки и Африки. Тем не менее, Соединённые Штаты рассматривают неуклонный контроль за производством и экспортом бананов как часть своих национальных интересов. В 50-ые и 60-ые годы в Гватемале, Гондурасе, Панаме, других странах Латинской Америки, Африки и юго-восточной Азии происходят настоящие банановые войны и революции.
Например, в 54-ом году правительство Арбенца в Гватемале проводит реформу, согласно которой национализируется примерно половина банановых плантаций, принадлежащих монополисту – Юнайтед Фрут Компани. Компания получает соответствующую компенсацию. Всего несколько месяцев спустя президент Арбенц был свергнут, а плантации – возвращены банановым империалистам. Новую страницу в культурной истории банана открывает в 67-ом году Энди Уорхол.
Его минималистический жёлто-чёрный банан становится не только символом поп-арта, но и сексуальной революции.
А через год в Европе начинается гигантская рекламная кампания, агитирующая покупать бананы «Чикита» В 1989-ом году звания «банановой республики» удостаивается Восточная Германия: страшный дефицит в годы социализма, бананы становятся для восточных немцев квинтэссенцией западного изобилия.
Поражая западных репортёров, восточные немцы штурмовали фруктовые прилавки, скупая неимоверное количество бананов. Для удовлетворения спроса пришлось организовать дополнительные поставки бананов из Африки и с Ямайки. С 94-ого года продолжается так называемый «банановый конфликт» между ЕС и Соединёнными Штатами.
В последнее время спор грозит перерасти в настоящую «банановую войну». «Если европейцы будут продолжать политику дискриминации в отношении американской торговли, это повлечёт за собой аналогичные меры в отношении европейских фирм в Соединённых Штатах», - говорится в личном послании президента Клинтона, адресованном внешнеторговой палате при Европарламенте. Причина спора – законодательство, облагающее высоким налогом бананы из американской зоны влияния, так называемые «долларовые бананы».
Цель закона – поощрить экспорт бананов из бывших английских и французских колоний в Карибском бассейне и Африке – так называемых «евробананов». Кроме того, согласно введённому в 95-ом году стандарту, продаваемый в Европе банан должен быть четырнадцать сантиметров длиной и 27 миллиметров в диаметре. Латиноамериканские бананы, как правило, несколько мельче.
Но – оставаясь принципиальной европатриоткой, - я должна признаться, что не способна в овощном отделе супермаркета найти именно наш исконный евробанан, защищаемый евробюрократами от американских империалистов. Всего вам самого доброго, с вами была Анастасия Рахманова.