Кругосветное путешествие земляного яблока.
Сегодня трудно представить себе белорусскую кухню без картошки. Иногда даже хочется назвать этот ставший для нас вторым хлебом продукт питания – исконно белорусским. Но, как это ни странно, столь любимая в нашей стране картошка – продукт заморский, вернее, заокеанский.
По мнению ученых-картофелеводов, первыми выращивать и собирать картофельные клубни научились индейцы 12 тыс. лет назад.
В те времена картофель был мелким и горьким, малопригодным для питания: чтобы приготовить из него хоть что-нибудь мало-мальски съедобное приходилось в холодную ночь рассыпать клубни на земле, затем отмораживать их на солнце, выжимать, долгие дни промывать в проточной воде, сушить и перемалывать.
В результате всех этих манипуляций, занимавших не один месяц, получалось "белое чуньо", которое можно было долго хранить. Кстати, остатки клубней древнего картофеля ученые до сих пор обнаруживают при археологических раскопках.
С высоких гор Южно-Американских Кордильеров вместе с кочующими племенами картофель начал свое кругосветное путешествие. В начале картошка добралась лишь до побережья Нового Света, где растение стало свидетелем кровопролитных войн.
Испанские завоеватели вытаптывали поля трудолюбивых индейцев, не подозревая, а закопанном в земле богатстве. Но нашли они на новых землях не только золото инков.
Европейцы впервые узнали о существовании второго хлеба, прочитав в 1538 году книгу "Хроника Перу" Сиеса де Лионе. В 1551 г. о заморском овоще было лично доложено императору Карлу.
В 1565 г. картофель был завезен работорговцем Хоукинсом в Ирландию и Шотландию. Но привередливые ирландцы и шотландцы категорически отказывались употреблять его в пищу, называя отравой. Даже великий Байрон писал, что "людей ожидают трагические последствия от потребления картофеля".
Знаменитый адмирал Фрэнсис Дрэйк высадил в 1586 году картофель в собственном саду, но его садовнику не понравился вкус зеленых ягод на кустах, и растение было с корнем вырвано из земли. Вот тогда-то англичане и обнаружили главное богатство картофеля – его клубни.
На королевском столе французских монархов картошка появилась гораздо позже в 1616 году.
Но парижские врачи еще долгое время были уверены, что это растение ядовито и вызывает болезни - рахит, золотуху, потерю аппетита. Богословы считали даже, что его разводят, чтобы изменить веру, называли его "чертовым яблоком", соблазнившим Адама и Еву. С мнением светил не был согласен только военный фармацевт-химик Антуан Огюст Пармантье. Чтобы распространить картофель по стране ему пришлось… обнести картофельное поле оградой и выставить стражу. Любопытные французы растащили клубни по подворьям, чтобы выращивать растение и… продавать его цветы на базаре.
С картофельной бутоньеркой на балу показывался даже Людовик XVI.
Настоящие понимание ценности картофеля пришло к французам в 1793 году, когда картофельные клубни спасли страну от голода. Главному пропагандисту картошки Антуаун Огюсту Пармантье во Франции воздвигли сразу два памятника. На постаменте статуи, стоящей в родном городе фармацевта сделана надпись "Благодетелю человечества". Именем ученого названа и целая академия, объединяющая гурманов, владельцев ресторанов и поваров, которые специализируются на блюдах из картофеля.
Как только не называют картофель в разных странах – и пом-де-терр (земляное яблоко), и папас, и потетес, и тартуфель. Кулинарные книги изобилуют сотнями рецептов его приготовления. В конце XIX века получило распространение блюдо названное в честь А.С.Пушкина.
Существует легенда, очень правдоподобная, согласно которой появление особого способа жарки картофеля связано с именем Пушкина. То, что поэт любил жареный картофель, всем хорошо известно. Его родители, в доме которых был очень плохой стол, пользовались печеным картофелем, как приманкой, чтобы заманить сына к себе на обед. Однажды Пушкин очень поздно возвратился в Михайловское.
Проголодавшись, он не захотел тревожить Арину Родионовну и, найдя холодный вареный картофель, разжарил его с маслом. Благо угли всегда тлели в печи. Блюдо ему понравилось. Он стал угощать им друзей, и они дали этому кушанью название "картофель а ля Пушкин"